Rambler's Top100
Rambler's Top100
Доминанты бизнеса
Как вести себя на собеседовании

Вас пригласили на интервью. Это, пожалуй, самый ответственный момент в поиске работы – здесь окончательно решается вечный вопрос "быть или не быть". Большинство руководителей сетуют на то, что 95% кандидатов абсолютно не имеют никакой практической подготовки к интервью.

И вот Вы оказались лицом к лицу с потенциальным работодателем. Это Ваша первая встреча, и, чтобы она не явилась последней, нужно явиться во всеоружии.

Прежде, чем отправляться на беседу, выучите семь "НЕ", которые стоит учитывать, чтобы не допустить досадных проколов:

  • НЕ подавайте первым руку для приветствия.
  • НЕ садитесь, пока Вам это не предложат.
  • НЕ заводите сами разговор о "шкурных интересах". Стоит подождать, пока интервьюер сам не заговорит о том, сколько Вы желали бы зарабатывать.
  • НЕ торопитесь с ответами. Лучше внимательно выслушайте вопрос и постарайтесь понять, ради чего он задан. Кроме того, люди часто слышат совсем не то, что Вы имеете ввиду, поэтому точнее формулируйте ответы.
  • НЕ говорите плохо о бывших коллегах или о начальнике.
  • НЕ начинайте жаловаться на жизнь и излагать интервьюеру список Ваших проблем.
  • НЕ забудьте сказать в конце беседы "спасибо".

Огромное значение имеет внешний вид кандидата. Не подходят для встречи мини-юбки, шорты, кроссовки, слишком экстравагантные прически и иные атрибуты (обилие украшений, всевозможные блестки, воинствующий макияж, стойкий аромат даже очень дорогих духов, голый пупок, серьги в носу и т.п.). Желательно прийти в деловом костюме. Известная пословица "Встречают по одежке" отсеивает сразу, согласно материалам исследований, до 30% кандидатов.

Что такое интервью, объяснять не надо никому. Причем ответы "да" и "нет" не приветствуются. Необходимо дать в меру развернутый, но немногословный ответ. И не забывайте, что со "всезнайками" на собеседовании разговаривают, как правило, в последний раз.

Составьте примерный перечень вопросов, который Вы зададите работодателю, чтобы проявить свою заинтересованность. Обозначьте наиболее важные для Вас положения, ожидаемые от работы. Проведите анализ своих сильных и слабых сторон. Вы должны убедить работодателя, что они не скажутся на качестве работы. Продумайте примерные вопросы, которые могут Вам задать, и ответы на них. Не опаздывайте на собеседование. Отключите мобильный телефон, внезапный звонок во время интервью не лучшее проявление ваших знаний этикета. Будьте дружелюбны, улыбайтесь. Вспомните, что ничего страшного не происходит: это не последний шанс устроится на работу. Если задан неконкретный вопрос, который можно истолковать по-разному, не стесняйтесь его уточнить. В конце интервью обязательно поблагодарите своего собеседника за уделенное Вам время.

Как вести себя на собеседовании

При подготовке к собеседованию и на самом собеседовании многие соискатели работы делают упор на содержание вопросов интервьюера и на содержание своих ответов. Но даже правильные ответы не дадут должного эффекта, если поведение соискателя по форме не является правильным.

Приход на интервью

Лучше прийти несколько раньше, но не торопиться досрочно попасть к интервьюеру. Лучше побыть в офисе, присмотревшись к тому, как он выглядит и что в нем делается, если есть такая возможность (а она часто есть). Это хороший способ лучше узнать фирму, с которой вы имеете дело.

Если вы входите в служебное помещение, не следует стучать в дверь. Довольно типичная ошибка, являющаяся переносом нормы бытового этикета на ситуацию делового общения. Просто откройте нужную дверь, осмотритесь, и выберите, к кому обратиться. А тот, кто стучится в дверь, невольно демонстрирует свою неуверенность, хотя это обычно является следствием незнания правил делового этикета .

Внешний вид

Если вы хотите достичь высот в искусстве самопрезентации, то есть смысл проштудировать специальный учебник (такие книги уже можно найти в продаже). Но, как минимум, нужно одеваться и выглядеть уместно. Универсальной одеждой является деловой костюм. Не должно быть экстравагантностей в цвете, в запахе (резкие духи), в косметике. Мужчине в этом проще. Но помню случай, когда кандидат, претендующий на работу со скромной оплатой, был отклонен заказчиком из-за дорогих золотых часов швейцарского производства, которые были у него на руке. Они оказались неуместными.

Поза

Своей позой мы тоже формируем впечатление о себе. Иногда кандидат, пришедший с портфелем, папкой или сумочкой, держит это у себя на коленях. Лучше найти место и отложить свою сумку, освободив руки. Свободные руки могут пригодиться, когда вы начинаете рассказывать и убеждать.

Поза должна быть достаточно открытой. Плохо, если руки все время соединены "в замок". Лучше, если они лежат на коленях или на столе (хотя бы одна рука). Старайтесь быть повернутым к интервьюеру, чтобы у него не возникло ощущение вашей отстраненности.

Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза "нога на ногу" некоторым интервьюерам не нравится, будьте осторожны. В какой-то мере можно "зеркалить" позу интервьюера. Если он положил ногу на ногу, то и вам, скорее всего, можно это сделать, если для вас привычна эта поза.

Жестикуляция

Трудно убедительно говорить, если ваши руки связаны. Но многие сами себя связывают, соединив, например, руки "в замок" или прилепив их к коленям. Умеренная и правильная жестикуляция делает вашу речь более убедительной. Интересно, что жестикуляция тесно связана со зрительным контактом. Тот, кто не смотрит на собеседника, обычно не делает никаких полезных жестов. Но чаще позволяет себе "сорные" движения. Например, крутит в руках авторучку или теребит что-нибудь. "Сорные" жесты обычно, причем часто неосознанно, воспринимаются как признаки волнения и неуверенности кандидата.

Зрительный контакт

Некоторые придерживаются ошибочного мнения, что смотреть в глаза собеседнику неприлично. А некоторые просто не задумываются об этом. И во время собеседования слишком часто смотрят в потолок или в сторону, а не на интервьюера. Это одна из распространенных ошибок.

Информация передается от человека к человеку не только словами, но интонацией, позой, жестами, мимикой. Когда вы внимательно смотрите на говорящего интервьюера, вы включаете все каналы восприятия информации. Вы лучше поймете его. И произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. А отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида.

Также очень важно смотреть на интервьюера, когда вы говорите. Ваша речь становится более убедительной. Наблюдая за выражением лица, позой и движениями слушающего вас человека, вы легче можете понять, как он воспринимает ваши слова. И при необходимости скорректировать свой ответ или рассказ. Если вы хотите научиться лучше понимать то, что человек выражает без слов, почитайте, например, прекрасную книгу А. Пиза "Язык тела".

Паузы

Тот, кто хочет хорошо и убедительно говорить, должен уметь держать паузы. Например, высказав одну или несколько мыслей, остановиться. И внимательно смотреть на собеседника, как бы ожидая от него обратной связи. Часто при этом может быть получена информация, позволяющая точнее построить дальнейший ответ или рассказ. А вот если вы замолчали и смотрите в сторону или в пол, у собеседника может возникнуть мысль, что вам нечего больше сказать. Так что правильная пауза должна сопровождаться правильной позой, правильным взглядом и правильным выражением лица.

Иногда интервьюер может паузой испытывать претендента на работу. Интервьюер задал вопрос, вы ответили. Интервьюер молчит. Создается стрессовая ситуация. Тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается что-то добавить, хотя на вопрос он уже ответил. Такое "дополнение" очень часто работает против кандидата. Нужно уметь выдерживать паузы, демонстрируя своим внешним видом спокойствие, внимание и готовность к продолжению беседы.

Мимика

Типичный американский призыв " Smile !", улыбайтесь. Работодатель скорее пригласит на работу благополучного победителя. Если вы улыбаетесь, то у вас больше шансов показаться именно таким человеком. А если вы говорите все время со скучным или напряженным выражением лица, то у вас меньше шансов произвести позитивное впечатление. Но, разумеется, все хорошо в меру. Не следует улыбаться непрерывно, это тоже плохо. Если же улыбка приходит на ваше лицо достаточно частым гостем, в том числе в паузах, которые вы делаете после ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.

Тот, кто не только говорит правильные вещи, но и говорит эти вещи правильно, при прочих равных скорее произведет на работодателя хорошее впечатление и получит предложение работы.