Rambler's Top100
Rambler's Top100
Доминанты бизнеса
Как правльно составить резюме?

Уже много написано статей и книг на тему трудоустройства и о том, как составить резюме, как они рассматриваются и сортируются, что делает их выигрышными или невзрачными. Много авторов дают советы, что нужно включать и в какой пропорции, даже шаблон резюме в Microsoft Offiсe сделали, но по-прежнему значительная часть резюме позволяет лишь смутно догадываться, чем могут быть интересны их составители.

Полностью доверяться шаблонам и автоматическим рекомендациям тоже не стоит. Основное правило: при составлении резюме используйте творческий подход . Не нужно забывать, что главная цель Вашего резюме – получение возможности личного знакомства с потенциальным работодателем, использование документов для проведения эффективной самопрезентации.

Как подать себя потенциальному работодателю, как осознать собственные уникальные преимущества, каким Вы видите свое будущее? Эти, вроде бы простые на первый взгляд вопросы требуют детального анализа. Именно от того, как Вы на них ответите, зависит Ваш успех.

Сначала поставьте себя на место того, кто будет читать Ваше резюме и ответьте сами себе, что Вы (работодатель) хотели бы в нем найти, что побудило бы Вас на встречу с составителем резюме. И уже, исходя из этих предположений, действуйте.

  • Для начала определите цель составления резюме и тот круг вакансий, который Вас устраивает. Если у Вас не одна специальность, то не пишите их через запятую, а составьте несколько резюме по нескольким вакансиям. Случаи, когда претендент проявляет интерес сразу к нескольким несходным вакансиям, вызывает сомнения в серьезности его опыта и интересов.
  • Разберитесь сами, что же Вы можете выставить на продажу: припомните, какие у Вас имеются реальные навыки (соотносящиеся с Вашими обязанностями на той или иной должности), какие знания Вы приобрели в учебных заведениях, на курсах и в процессе профессиональной деятельности. Изложите все достаточно подробно, указав без сокращений названия учебных заведений, специальность, форму обучения, профиль организации, где Вы работали, опишите конкретно, чем Вы занимались. Еще один немаловажный и очень значимый элемент – достижения в каждом периоде Вашей профессиональной деятельности. Их необходимо обязательно указывать хотя бы в последних двух-трех периодах, причем они должны носить конкретный (лучше выраженный в цифровом формате характер): увеличился объем продаж на 45%; уменьшил себестоимость единицы продукции на 1,45 коп., экономический эффект от внедрения разработки составил 2300 руб. в месяц и т.п.
  • Изложите свои данные структурировано. Если Вы напишите свою развернутую биографию на шести листах, то ее никто читать не будет. Помните, что текст должен быть разбит на разделы со своими заголовками (образование, трудовая деятельность, дополнительная информация, образование, личные данные и т.п.) – так его легче воспринимать. Трудовую деятельность необходимо излагать в обратном порядке, т.е. начинать с последнего места работы. Желательно указать информацию о том, на какую зарплату Вы рассчитываете, или о том, сколько Вы зарабатываете сейчас.

    Например : Желаемая зарплата: 200 – 250 у.е.

    В данный момент, занимая такую-то должность в такой-то компании, с такими-то функциональными обязанностями, получаю зарплату 230 у.е.

  • Ваше резюме – Ваша визитная карточка, одно из средств отображения профессионального имиджа. Поэтому оформите его в соответствии с нормами и правилами делового этикета. Желательно, чтобы оно было в одном стиле, как можно проще и удобно для чтения (не экономить на полях, читаемый шрифт, расстояние между строками и разделами). Не старайтесь увлекаться оригинальными шрифтами, заливкой, штриховкой, подчеркиванием и линиями. Для печати используйте качественную бумагу стандарта А4. Распечатайте на лазерном или струйном принтере только с одной стороны листа. Проверьте на наличие грамматических ошибок, дайте почитать коллегам, знакомым, пусть выскажут критические замечания, они могут Вам пригодиться. И еще одно – постоянно совершенствуйте свое резюме, вносите в него изменения, улучшения – это залог Ваших будущих высоких достижений.

Чего не надо писать в резюме

Вообще-то это дело сугубо каждого, но все же, не перегружайте будущего читателя лишней информацией. Не увлекайтесь специальной терминологией и профессиональным сленгом. Не вставляйте никаких дополнительных рисунков, таблиц, цитат.

Еще один важный совет, который выделим особо. Помните, что резюме – это рекламная листовка того, что Вы хотите продать на рынке труда, но "покупатель" еще старательно рассмотрит товар (собеседование) и произведет опытную эксплуатацию (испытательный срок), поэтому не следует расписывать то, чего нет на самом деле.

 

Главные требования к резюме

Есть несколько главных требований, выполняя которые вы делаете свое резюме более эффективным. К их числу могут быть отнесены:

•  Удобство восприятия резюме. У человека, просматривающего пачку резюме, для первичного ознакомления с каждым из них обычно есть 1-2 минуты. После этого резюме будет либо отобрано для более детального изучения и возможной работы с вами как с кандидатом, либо отправлено в базу данных (в лучшем случае), либо выброшено. Для удобства восприятия резюме должно быть хорошо структурированным, достаточно крупно и красиво отпечатанным, а также не содержать второстепенных сведений и подробностей (например, о родителях, вероисповедании и т.д.).

•  Целенаправленность. Хорошо, если из резюме легко понять, на какую работу вы претендуете и почему вас могут рассматривать как достойного

кандидата для этой работы. Для этого рекомендую вводить в резюме раздел "Цель", а при описании опыта работы конкретно показывать ваши функции и достижения.

Культура составления и оформления. Грамматические ошибки, корявый язык, опечатки, рукописное оформление и другие подобные изъяны не делают чести автору резюме. При прочих равных условиях в первую очередь заинтересуются тем кандидатом, чье резюме культурно оформлено.

Неудачные резюме обычно являются результатом несоблюдения указанных выше основных требований.

Приведем несколько типичных ошибок:

Резюме с излишней информацией. Что только не указывают в резюме! Например, дворянское происхождение, знак зодиака, даты рождения близких родственников, многочисленные увлечения. И даже рост, вес и достоинства фигуры, при этом претендуя не на должность фотомодели, а совсем на другую работу.

Небрежно и неграмотно составленные резюме. Приходилось получать резюме лиц, указавших 1998 год своим годом рождения. Ошибки и опечатки допускаются в доброй половине случаев. Берем конкретное резюме: "МИРЕА" вместо "МИРЭА", "должномть" вместо "должность", "Саравов" вместо "Саратов" и т.д. Плюс к этому отпечатано на машинке с забитыми грязью литерами, из-за чего многие буквы выглядят, как черные пятна. Очевидная неопрятность резюме невольно ассоциируется с деловыми качествами его автора.

Излишне объемное резюме. Если вы представляете резюме не по предварительной договоренности, а в ответ на объявление о вакансии, то идеальным объемом является одна страница. Для специалиста с большим опытом и длинным послужным списком допустимы две страницы. Думаю, что резюме в три- четыре страницы может быть правильным при отправке по предварительной конкретной договоренности, либо при направлении его в агентство, занимающееся подбором управленцев высшего звена ( Executive Search ).

Рукописное резюме. Если вы претендуете на получение престижной и высокооплачиваемой работы, вы обязаны найти возможность красиво отпечатать ваше резюме. Не пройдя этого теста, вы вряд ли будете рассматриваться как серьезный кандидат. Грубой ошибкой следует считать представление в компанию или кадровое агентство заполненного от руки бланка анкеты, полученного совсем в другом месте (например, вырезанного из газеты).

Резюме, являющееся выпиской из трудовой книжки. Подробно перечисляются все предприятия и должности, даже сведения о занесенных в трудовую книжку благодарностях. И ничего о конкретной работе и достижениях. А именно эти сведения из резюме характеризуют квалификацию претендента и являются очень важными для работодателя.

Если вы будете соблюдать указанные выше основные требования и избегать приведенных выше типичных ошибок, то это уже будет хорошо.

Составив вариант резюме, попробуйте войти в роль потенциального работодателя и посмотреть на ваше резюме его глазами. И, возможно, вам станет ясным, как улучшить резюме и сделать его более эффективным.